В канун празднования 9 мая стало традицией публиковать воспоминания ветеранов, в наше время ведь так важно успеть сохранить, запомнить то, что забыть никогда нельзя.
Наш собеседник – Банин Николай Петрович.
Родился на территории Казахской ССР в 1918 году. Детство, по воспоминаниям, прошло в очень тяжелое время: родители погибли в «голодный год», сам до службы в армии работал в паровозном депо. Возможно, считает ветеран, этот опыт помог сохранить ему жизнь. После призыва в 1939 году на военную службу его распределили в учебную часть недалеко от г. Ярославля, где готовили специалистов-ремонтников и инструкторов на военную технику.
1939 год. После дипломатического кризиса начинается «холодный ад» советско-финской войны. Линия границы между странами первоначально проходила в 15 км. от Ленинграда. Несмотря на полководческий талант и усилия Карла Маннергейма, Финская республика была обречена на аннексию части своей территории.
«Молодой был, горячий», -улыбается Николай Петрович. «Все- равно призовут, решил тогда я с другом. И подали заявление добровольно идти на войну. Весело шли …».
Как любой воевавший ветеран, о самой войне говорить не хочет, сразу переходит к ее концу:
«Закончилась та война, нашу часть перебросили, вот там я и встретил 22 июня…
Немцы тогда уже Польшу захватили, и, получается, была советско-германская граница. Пограничная река Буг, вот от нее с полкилометра мы и стояли
А ничего необычного и не намечалось. Отстоять дежурство до часу ночи, а потом идти до утра досыпать. Только вот недоспали… Верно говорят, ровно в 4 утра начали воевать. Причем не с запада, а со всех сторон сразу, такого шума я раньше и не слышал: кто технику спасает, кто в лес прячется. А как тут спрячешься? Никак! Уцелеешь- молодец, не зависит от тебя. Первое время ведь никакой организации в войсках не было: ремонтник, танкист, моторист –бери оружие и иди на врага. Так я побывал в бою. А как воевать? Поначалу то оружие у них сильнее, слаженность опять же… ».
В составе танковой части, вместе с советскими войсками, отходили, обороняя Киевское направление
«Ох, и сильные бои были. Умань городок. А связи то нет - только флажками из танка друг другу машем. Командир машет, подает сигналы. Наша машина идет в низинке, а командир- на верху. Вижу- люк открылся, рука высунулась и все… Взводный говорит- иди посмотри чего там, ползком подполз, постучал пистолетом, покричал- тишина…Молодой, а не глупый, знаю- наверх залезать нельзя, постреляют. Обратно ползком, на тросе машину в низину, а там уже нет живых…»
«А потом уже под Киевом нас использовали как пехотинцев: с пистолетом. Семь в барабане, четырнадцать в кармане. А потом приказ Сталина: механиков-водителей отвести в тыл для обучение. Так я снова стал ремонтником».
«Тяжело было, молодости то не было. Заместо трех, я в армии 6 с половиной лет провел-демобилизовался только в 46-м»
«А как победили? А вот так и победили. Надо было».
Глядя на этого человека, удивляешься абсолютной трезвости его мышления, спокойствию, простой житейской мудрости. Он рассказывает живую историю, без прикрас, без преувеличений, такой, какой она была на самом деле, такой, какой он ее видел.